Австрия Болгария Великобритания Германия Испания Италия Канада Кипр Латвия Литва Нидерланды США Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Эстония

Справочник организаций

Доска объявлений

АфишаЗнакомстваНедвижимостьРабота на Западе

Личный кабинет

E-mail:

Пароль:

Войти

Регистрация

Детальное описание гигиена полости рта чистка зубов на сайте.
26 марта 2013

Роль Интерпола в политических преследованиях

Роль Интерпола в политических преследованиях

Новая Газета | № 85 от 5 августа 2011 года | «Красный циркуляр» как черная метка
www.novayagazeta.ru

Роль Интерпола в политических преследованиях

Совместный проект «Новой газеты», Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и американской телекомпании CNN

Когда иранский активист Расул Мазраи бежал в Сирию в поисках убежища и защиты от иранского правительства, власти Ирана направили в Интерпол просьбу объявить его в розыск как беглого преступника. Несмотря на то, что ООН официально признала Мазраи политическим беженцем, правительство Сирии, которое сегодня проводит политику жесткого преследования диссидентов, действуя в соответствии с директивами Интерпола, провело оперативно-розыскные мероприятия и в 2006 году осуществило экстрадицию Мазраи в Иран. Мазраи провел в тюремном заключении два года, где, как сообщала его семья, он был подвергнут пыткам, а позже приговорен к смертной казни. Сирия и Иран организовали преследование Мазраи на основании «красного циркуляра» Интерпола.

Основная задача Интерпола — оказывать содействие национальным правоохранительным органам в поиске и задержании лиц, совершивших тяжкие убийства, военных преступников, людей, совершивших половые преступления против детей. Но, как показало пятимесячное расследование ICIJ, «красные циркуляры» Интерпола служат не только правоохранительным целям, но и используются для расправы с политическими оппонентами правящих режимов в таких странах, как Иран, Россия, Венесуэла и Тунис.

ICIJ тщательно изучил фотокопии картотеки «красных циркуляров» Интерпола, опубликованные 10 декабря 2010 года. Всего по обращениям из 145 государств было выписано 7622 «красных циркуляра», более четверти из которых приходилось на страны, в которых ущемляются политические права и гражданские свободы.

Иран неоднократно использовал Интерпол в своих интересах. Помимо описанного выше случая с Мазраи можно вспомнить дело Шахрама Хумаюна. Хумаюн бежал из Ирана в Лос-Анджелес в 1992 году, где с целью пропаганды идеи гражданского сопротивления среди простых иранцев организовал телевизионный спутниковый канал. По всему Ирану его последователи писали на стенах домов лозунг канала на фарси: Ma Hastim — «Мы существуем».

В декабре 2009 года в Иране его обвинили «в подстрекательстве к терроризму, направленному против исламского политического строя, в частности, в распространении лозунгов (те самые надписи на стенах домов. — Прим. ред.), и неподчинению силам службы безопасности». По запросу Ирана Интерпол выпустил «красный циркуляр» и объявил Хумаюна в международный розыск.

Как эта система работает

Инициаторами «красных циркуляров» выступают национальные правоохранительные органы государств-членов Интерпола или суд, которые обращаются с запросом о розыске бежавшего преступника в бюро Интерпола в своей стране. Интерпол составляет «красные циркуляры» с предписанием и рассылает их в органы полиции разных стран. Эти циркуляры являются официальным основанием для проведения местной полицией действий по поимке подозреваемых и их экстрадиции.

В работе Интерпола принимают участие государства с различными политическими системами. В организацию входят и такие диктатуры, как Иран и Ливия, — их запросы обрабатываются в том же порядке, что и обращения, например, Канады, Великобритании или Франции.

Директор Интерпола по правовым вопросам Джоэль Солльер заявил ICIJ, что организация ведет большую работу по выявлению случаев, когда политические мотивы, а не цели борьбы с международной преступностью ставились во главу угла. «Если мы не будем внимательно за этим следить, — сказал он, — организации придет конец».

Однако выявление случаев участия Интерпола в политических делах и предание их огласке сильно затруднено. Деятельность Интерпола непрозрачна — организация не обязана предоставлять данные никому, кроме национальных полиций стран-участниц и региональных бюро Интерпола. Так как Интерпол не является правительственной организацией, а представляет собой что-то вроде огромного закрытого полицейского клуба, он не подотчетен национальным судам и правоохранительным органам.

Советник правозащитной Хельсинкской комиссии в конгрессе США Кайл Паркер, который исследовал случаи использования Интерпола для политических гонений в России, считает, что «красные циркуляры» могут быть даже более действенными, чем судебная система. «По нему человек подвергается не столько преследованию, сколько наказанию», — говорит Паркер.

Интерпол заявляет, что он непрерывно совершенствует свою работу, однако директор Интерпола по правовым вопросам Джоэль Солльер признает, что риски всегда существуют.

«Когда ты получаешь запрос из страны, в которой нарушаются права человека <…> где независимость судебно-правовой системы под большим вопросом, никогда нельзя быть полностью уверенным, — говорит он. — Мне, конечно, хотелось бы иметь дело исключительно с обращениями из Швейцарии. Но так не бывает. Мир несовершенен».

По результатам расследования ICIJ, добрая половина опубликованных «красных циркуляров» была выпущена по запросам стран, возглавляющих список самых коррумпированных государств в рейтинге Transparency International. Это — Гондурас, Албания, Россия, Белоруссия, Аргентина, Азербайджан, Пакистан, Украина, Иран…

Более 2200 опубликованных «красных циркуляров» были выпущены по обращениям стран, которые, по данным неправительственной организации Freedom House, не обеспечивают никаких политических прав и свобод. В группу таких стран входят Россия и Белоруссия, которые, как выяснил ICIJ, занимают четвертое и пятое места по количеству запрошенных «красных циркуляров» Интерпола.

Итак, какие меры предпринимает Интерпол для того, чтобы предотвратить использование его инструментов в политических целях? И в какой степени он контролирует такие случаи?

Интерпол отказывается сообщать данные

Интерпол отказался предоставить данные о количестве запросов на «красные циркуляры», отклоненных по политическим причинам. Представитель пресс-службы Интерпола Рейчел Биллингтон утверждает, что Интерпол не скрывает фактов. По ее словам, нет возможности с точностью установить количество политических дел, хранящихся в картотеках Интерпола.

Уильям Хоукс возглавляет Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола и разбирает апелляции объявленных в розыск беглых преступников, заявляющих, что они подвергаются политическому преследованию. По его утверждению, случаи откровенного злоупотребления малочисленны по сравнению с количеством «красных циркуляров», составляемых Интерполом ежегодно.

Например, Хоукс заявил, что всего лишь в 21 из 215 апелляций, рассмотренных в 2009 году Советом по внутреннему контролю архивов Интерпола, заявители утверждали, что их преследуют по политическим мотивам.

Но заявления составляются не по каждому такому случаю. Например, Хумаюн, создавший иранский спутниковый канал и объявленный в международный розыск, заявил в интервью ICIJ, что не обращался в Интерпол с апелляцией.

Дела против диссидентов

Исследуя базы данных картотеки «красных циркуляров», различные отчеты и материалы судебных дел, ICIJ обнаружил, что за последние пять лет по меньшей мере 17 стран использовали Интерпол для преследования диссидентов и политических оппонентов. Вот некоторые из этих дел:

— Шри-Ланка обратилась в Интерпол с просьбой разыскать владельца сайта, на котором публикуются материалы, критикующие действия правительства. После того как правительство не смогло запретить этот сайт в Шри-Ланке, оно обвинило его создателя в подлоге — причем через несколько лет после того, как он выехал из страны.

— Пакистан просил Интерпол включить в список находящихся в розыске преступников премьер-министра Беназир Бхутто по обвинению в коррупции, а затем ходатайствовал об отмене розыскных мер после того, как она провела политические переговоры с бывшим президентом Пакистана и военным генералом Первезом Мушаррафом.

— На протяжении многих лет Иран использовал Интерпол с целью организации преследования более десятка политических диссидентов в Швеции и других европейских странах, причем все они без исключения имели статус политических беженцев.

— Россия более десяти раз обращалась в Интерпол с просьбой о розыске и выдаче бизнесменов, связанных с Михаилом Ходорковским, либо имевших отношение к его нефтяной компании ЮКОС. Многие из них скрылись от преследования российских властей, получив политическое убежище. По некоторым случаям были приняты судебные решения о том, что в основе дел лежат «политические мотивы», и России было отказано в их экстрадиции.

Одним из фигурантов по делу ЮКОСа был Илья Кацнельсон (сейчас гражданин США), бывший топ-менеджер судоходной компании «Волготанкер», сотрудничавшей с ЮКОСом. Кацнельсон не был акционером ЮКОСа и не имел никакого отношения к бизнесу компании, однако Россия обвинила его в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и легализации доходов. В течение пяти лет Россия преследовала Кацнельсона через Интерпол.

Он был задержан в Германии, и проведя 50 дней в немецкой тюрьме, направил апелляцию в Интерпол. Германия и Дания пересмотрели его дело и заявили России отказ в экстрадиции, после чего Германия освободила Кацнельсона из-под стражи и отправила домой в сопровождении вооруженной охраны. Кацнельсон вспоминает, как немецкие власти сказали ему: «Мы должны защищать тебя от русских».

Политические реверансы Интерпола

Интерпол отказался обсуждать отдельные страны или конкретные запросы. Его официальные представители говорят, что они испытывают трудности в делах, где политика переплетается с обвинениями в преступных действиях.

Поэтому Уильям Хоукс, возглавляющий Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола, любит цитировать старую пословицу о том, как выглядят политики с точки зрения стороннего наблюдателя: «Кто для одного террорист, для другого борец за свободу».

Истоки многих политических гонений по линии Интерпола кроются и в организационных проблемах международной полиции. Действия Интерпола основываются на аксиоме о том, что национальные правоохранительные органы руководствуются только правовыми принципами и предоставляют достоверные данные.

Ярон Готтлиб, эксперт Интерпола в области уголовного правосудия, разъяснил ICIJ порядок работы с «красными циркулярами»: «Изначально мы предполагаем, что получаемые нами данные точны и существенны. Мы также считаем, что решение о выдаче ордера на арест принимает честный судья, а сами дела не имеют политической подоплеки. Но если впоследствии мы получаем информацию из внешних или внутренних источников о том, что первоначальный смысл обстоятельств дела изменился, мы приступаем к его полному пересмотру».

Другими словами, в Интерполе работает гибкая, полуофициальная система фильтрации политических дел. Тем не менее Интерпол не имеет собственного штата для проведения независимых следственно-розыскных действий. В задачи Интерпола также не входит устанавливать истину по делу. Цель организации — обеспечить взаимодействие правоохранительных органов стран-участниц.

Поэтому представление Интерпола о том, что такое политическое дело, может отличаться от других точек зрения.

Например, когда полиция Швеции хотела допросить основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа по обвинению в изнасиловании, она обратилась в Интерпол с просьбой выпустить «красный циркуляр» для его ареста. Адвокаты Ассанжа заявили, что дело носит политический характер и направлено на то, чтобы свернуть деятельность самого Ассанжа и его сайта Wikileaks. В этом случае Интерпол принял позицию Швеции.

В 2005 году правительство США приняло партнеров Михаила Ходорковского — Михаила Брудно и Владимира Дубова, которые участвовали в ежегодном национальном молитвенном завтраке с президентом Джорджем Бушем. Одновременно с этим Брудно и Дубов находились в международном розыске по предписанию Интерпола.

Так как объем работы Интерпола увеличивается, организация передает все больше полномочий национальным правоохранительным органам. И в этом кроется дополнительная опасность.

Два года назад правоохранительные органы должны были отправлять запросы на «красные циркуляры» в Интерпол. А сегодня уже сами сотрудники национальных полиций, а не Интерпола вносят все обращения в систему.

Существует также практика действий в обход системы выдачи «красных циркуляров», когда представители полиции отправляют неофициальную директиву об аресте по электронной почте через информационную систему Интерпола. Такие электронные уведомления Интерпол называет «диффузионными», они получают немедленное распространение и могут быть приведены в исполнение без рассмотрения Интерпола.

По утверждениям критиков Интерпола, страны с диктаторскими режимами и коррумпированными судебными системами широко пользуются этими нововведениями в своих целях.

«Я считаю, что в системе работы заложена несправедливость, — говорит британский адвокат Ананд Дубэй, осуществлявший защиту объявленных Интерполом в розыск обвиняемых. — В ней нет прозрачности. Она служит прежде всего целям правоохранительных органов… В ней практически не заложено механизмов, которые не позволили бы правительствам или даже отдельным коррумпированным прокурорам использовать ее для решения своих задач».

Интерпол парирует критику, заявляя, что существует возможность апелляций в Совет по внутреннему контролю архивов, с помощью которого можно исправить допущенные ошибки.

В прошлом году Совет рекомендовал Интерполу исключить из своих картотек 21 дело и удалить 73 опубликованных циркуляра с сайта. Тем не менее полномочия Совета не безграничны. Совет не может рассматривать дела по собственному усмотрению, а его рекомендации не являются обязательными для Интерпола. Хотя работа Совета носит независимый характер, Интерпол субсидирует его работу и укомплектовывает штат.

Если Совет или офицер Интерпола принимают решение о том, что дело носит политический характер, то в соответствии с внутренними инструкциями Интерпола это решение может быть отменено простым большинством голосов стран-участниц, то есть национальными правоохранительными органами.

Так, например, произошло с бывшим премьер-министром Казахстана: пришедший ему на смену председатель правительства направил в Интерпол запрос на «красный циркуляр» для своего оппонента. Интерпол отклонил заявление, посчитав дело политическим. Но на очередном заседании Генеральной Ассамблеи представители национальных полиций стран-участниц проголосовали за отмену вето на «красный циркуляр», и Интерпол подчинился этому решению. Того требовали правила закрытого полицейского клуба.

Либби Льюис,
Международный консорциум журналистов-расследователей

 


Перейти » Все новости



Нет комментариев.



Оставить комментарий о статье

Введите ваше имя:

Введите текст отзыва: